Наибольший потенциал развития в Украине, по словам вице-премьер-министра инфраструктуры Бориса Колесникова, вместе с туризмом и сельским хозяйством, принадлежит машиностроению. Специалисты называют машиностроение инновационно-ориентированной отраслью. Однако, только половина предприятий на сегодня являются прибыльными. Сегодня машиностроению необходимо “затачивать” свое производство под соответствующие требования современности.
Не секрет, что сегодня украинская промышленность сталкивается со многими проблемами, тормозящими развитие и успешную работу предприятий. В каждом регионе есть предприятия, на деятельность которых негативно повлиял экономический кризис. Украинские производители сполна ощутили прямое влияние мирового кризиса на свой бизнес. Резко упали объемы заказов – соответственно, заводы заявили о снижении объемов производства.
На предприятиях сокращают производство, увольняют людей или отправляют их в незапланированный отпуск, некоторые рабочие коллективы вообще прекращают свое существование - мощности заводов законсервированы на неопределенный срок.
Оказалось под вопросом трудоустройство рабочих, изыскиваются возможности задействования сотрудников на ремонтных и иных работах, сокращается трудовая неделя для административного персонала. Больше всего пострадали предприятия, ориентированные на экспорт. Их руководство пока осторожно в оценке собственных перспектив.
Только на Днепропетровщине принято решение о банкротстве завода «Днепропресс», «Днепропетровский электромеханический завод», «Днепропетровский завод преционных труб», на грани банкротства – «Днепровский меткомбинат им. Дзержинского». В соседнем Запорожье из–за формального подхода регулирующих органов Запорожский завод ферросплавов вынужден увольнять рабочих. Список можно продолжать.
Ситуация требует принятия серьезных мер государственного регулирования и государственной поддержки промышленности, особенно учитывая ее вклад в наполнение госбюджета. Правительство делает ставку на машиностроение.
Тесно связано с машиностроением, особенно с автомобильной промышленностью, и шинное производство. На сегодняшний день никто не берется прогнозировать кризис в деталях. Не все предприятия перенесут этот процесс одинаково – это закон рынка. Появится стабильность и предсказуемость, аккумулируются достаточные финансовые ресурсы у тех, кто проведет более успешную политику в условиях кризиса.
Те производители шин, которые не модернизируют производство, не делают его более технологичным, со временем будут вытеснены с рынка более сильными конкурентами.
Эту тенденцию подтверждает статистика: за несколько лет количество шинных компаний в Европе сократилось со 111 до 83. Сегодня около 60% мирового рынка автомобильных шин принадлежат "большой тройке" - компаниям Michelin, Bridgestone и Goodyear. Из 70 млрд долларов, ежегодно оборачивающихся на мировом рынке шин, на долю гигантов приходится 46 млрд. Фирма Goodyear и ее дочерняя компания Sumitomo осваивают 18 млрд, а Bridgestone и Michelin - по 14 млрд долларов.
Одной из основных проблем украинских производителей шин является их привязка к российским источникам сырья. В отличие от северных соседей мы не имеем полного цикла производства шин, а создание собственного завода по производству каучука потребует миллиардных инвестиций. Это означает, что стоимость отечественной продукции всегда будет выше российской. А для потребителя шинного производства, будь то конечный потребитель или производитель, на первом месте стоит цена. Если говорить о том, на основе каких критериев выбирают шины украинские потребители то, в основном, это цена и собственный опыт.
Автовладельцам, прежде всего, нужно обеспечить безопасное движение автомобиля. Хозяин, после покупки автомобиля, усовершенствует его, приспосабливая под себя, и на безопасности, хорошая резина именно ее и обеспечивает, старается не экономить. Сейчас, когда автомобильная мода диктует сезонные "переобувания", многие приобретают по два комплекта - зимних и летних.
Заказчиков шин условно можно разделить на три группы: производители автомобилей, продавцы шин (оптовая и розничная торговля) и конечные потребители, владельцы автомобилей. Все они предъявляют к шинам различные требования, и задача производителей шин – максимально соответствовать зачастую противоречащим друг другу критериям. Различия в требованиях лежат в области технических свойств, экологии, экономики, а также в сфере услуг - шинный сервис.
Падение спроса на новые автомобили в Украине также скорректировало ситуацию на шинном рынке. Общее снижение продаж и смещение спроса в сторону недорогих машин до десяти тысяч долларов зеркальным образом отразился на шинном рынке.
На сегодняшний день среди серьезных игроков в отечественной шинной отрасли - открытое акционерное общество «Днепрошина».
На протяжении полувека ОАО «Днепрошина» является ведущим украинским производителем шин для аграрной и грузовой техники, лидером среди шинных заводов СНГ по выпуску эксклюзивных типоразмеров шин. У «Днепрошины» есть своя ниша на мировом рынке шин, продукция завода востребована во многих странах, о чем свидетельствуют статистические данные по ее экспорту, договора о сотрудничестве. Предприятие имеет стратегическое значение для Украины и является основным производителем шин для современной военной, аграрной и грузовой техники, для комплектации в автомобильной промышленности. У коллектива - немало наград за достижения в шинном производстве, продукция шинников неоднократно была отмечена на международных выставках.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию на протяжении 2010 года, ОАО «Днепрошина» стремилось сохранить свои позиции на существующих рынках сбыта, благодаря гибкой кооперации с широкой сбытовой сетью, состоящей из 16 официальных дилеров из Украины, России, Беларуси, Германии, Польши, Венгрии, Великобритании, Литвы, Казахстана, Чехии, Болгарии, Египта, Вьетнама. Также продолжалось сотрудничество более чем с пятидесятью крупными покупателями из Европы, Ближнего Востока, стран Балтии, Африки, СНГ, Америки. 52% продукции реализовывалось в Украине, 48% - экспортировалось.
В этом году, впервые за всю историю своего существования, предприятие было вынуждено остановить производство. Объемы оборотных средств завода уменьшились до критической черты, что уже не позволяло продолжать выпуск готовой продукции.
Такое решение для руководства было вынужденным и непростым. Ведь прекращение деятельности – это не только финансовые потери и предоставление возможности для конкурентов идти вперед, но и лишение работы более трех тысяч человек. Для многих предприятие – единственный источник семейного дохода, здесь работает несколько сотен трудовых династий. Для основных потребителей продукции останов предприятия тоже стал неожиданностью.
Все понимали, что при существующей жесткой рыночной конкуренции длительная остановка предприятия просто недопустима. Но… другого выхода не было. «Днепрошина» остановила производство с января 2011 года. Нужно отметить, что довольно успешными для предприятия были 2001 – 2005 годы. Завод работал рентабельно, здесь даже построили собственную электростанцию. Хотя, уже тогда, проявлялись негативные тенденции, которые начинали оказывать влияние на производство.
На деятельность предприятия свое негативное влияние оказало резкое сокращение потребления шинной продукции для техники, произведенной в 1980 – 90 годах прошлого века. Ее стали меньше использовать и выводить из эксплуатации. Возникла острая необходимость внесения изменений в ассортимент продукции в сторону увеличения объемов производства шин для современной техники. Необходимо было принять решение о техническом перевооружении и переходе на выпуск новой продукции.
Действующее на предприятии оборудование потребляло достаточно много энергии. Еще до начала глобального кризиса, резкий рост цен на газ, начиная с 2005 года, заставил сокращать энергозатраты. В результате на предприятии были вынуждены объединить два производства (крупногабаритных и массовых шин) с целью снижения потребления энергетических ресурсов. Это привело к меньшему потреблению энергии при производстве продукции, но стоимость энергоносителей все равно росла более быстрыми темпами. Так цена на газ для предприятия поднялась с 400 грн. в 2005 г. до свыше 4000 грн. за 1 тыс. м3 в 2011г, на электроэнергию – с 24 коп. в 2005г. до 76 коп. за кв/час в 2011г.
В связи с необходимостью изменения ассортимента продукции и выпуска современных шин, на протяжении 2005 – 2008 гг. ОАО «Днепрошина» за собственные и кредитные средства впервые за 30 лет начало комплексную реконструкцию производства. Качественное технологическое оборудование, которое используется в шинной индустрии, в Украине не производится, поэтому шинники закупали станки в Чехии, Словакии, Германии. При растамаживании оборудования, кроме НДС, платили еще и ввозную пошлину. Был установлен новый комплекс оборудования для производства современных конкурентноспособных легковых шин и грузовых цельнометаллокордных шин, которые впервые начали производиться в Украине. Частыми гостями на предприятии стали журналисты, об успехах «Днепрошины» рассказывали региональные и республиканские СМИ.
Начавшийся экономический кризис не позволил продолжать развитие завода. В сложившейся ситуации, профинансировать 6млн.евро на закупку оборудования для завершения всего технологического процесса уже не было возможности. Это существенно снизило эффективность внедрения инвестиционного проекта. Ведь проценты по банковским кредитам очень высокие и на запланированный уровень рентабельности без введения в эксплуатацию оборудования заключительных операций (сборочных станков и форматоров – вулканизаторов), которые не смогли докупить, «Днепрошина» не вышла. Освоенное оборудование вспомогательных операций работало всего на 30% - 40% от мощности, что очень негативно повлияло на эффективность и отдачу вложенных средств.
Во время мирового экономического кризиса, с 2008 года, предприятие осуществляло свою деятельность в условиях очень сложной финансово - экономической ситуации. Это было связано с существенным повышением цен на сырье и энергоносители при неизменности цен на готовую продукцию, падением курса национальной валюты на 60%, прекращением исполнения всех инвестиционных программ, приостановлением действия Соглашений о кооперации между странами СНГ, в частности, Ашгабадского соглашения, в результате чего возникла необходимость дополнительных ежемесячных расходов, связанных с оплатой НДС при таможенном оформлении импортируемого сырья и ростом стоимости обслуживания действующих валютных кредитов.
Объемы производства и реализации снизились более, чем на 50%, уменьшились также заказы Министерств, ведомств Украины и других государственных предприятий. Постоянно увеличивалась задолженность по возмещению НДС, которая в 2009 – 2010 гг. находилась на уровне 25 - 35 млн.грн.
Отсутствовало дополнительное кредитование, по действующим кредитам приходилось платить высокие процентные ставки, которые в нашей стране в 3-4 раза выше среднеевропейских. Новая собственная электростанция, построенная на базе паровой котельни, позволила бы на сорок процентов покрыть собственные потребности в электроэнергии. Но цены на газ, который используется для производства технологического пара, как было сказано ранее, резко поднялись. Также сократились объемы производства, и, как результат – снизилась необходимость в производстве пара, что привело к снижению производства электроэнергии. В связи с этим, срок окупаемости затрат по строительству электростанции увеличился в несколько раз.
Стоит отметить, что шинная отрасль в Украине имеет некоторые характеристики, негативно влияющие на деятельность предприятий. Во – первых, основные фонды предприятий изношены на 60% – 70%. Во – вторых, производства сырья в Украине нет, в связи с чем 80% его импортируется. Также у нас катастрофически завышены цены на энергоносители в сравнении с ценами для российских и белорусских производителей шин. Например, стоимость природного газа для промышленных предприятий Белоруссии составляла около 168 дол. США в 2010 г и 150 дол. США за 1 тыс. м3 в 2009 г., а для промышленных предприятий России – 50 дол. США за 1 тыс.м3. В настоящее время украинские предприятия платят свыше 500 дол. США за 1 тыс.м3. Такое повышение увеличило часть энергозатрат в себестоимости нашей готовой продукции с 7 – 8% до 15 - 16%.
И главное, в стране отсутствует государственная политика по защите внутреннего рынка и поддержке национального товаропроизводителя, нет квотирования на ввоз грузовых и сельхозшин, не принимаются необходимые меры по защите от контрабанды.
Отсутствие в Украине сырьевой базы, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, позволяет иностранным поставщикам диктовать наиболее выгодные для себя условия. Это, прежде всего, стопроцентная предоплата, ежемесячное и ежеквартальное существенное повышение цен, некачественное исполнение заказов по логистике. Кроме того, украинским предприятиям необходимы дополнительные средства на оплату таможенных платежей и НДС при растаможевании импортного сырья.
Важный фактор: при действующем налоговом законодательстве возврат затраченных денежных ресурсов при растамажевании происходит не ранее, чем через 4 месяца. Систематическое несвоевременное возмещение НДС государством привело к резкому сокращению оборотных средств. И это при том, что предприятие обеспечивает приток валюты в страну, и представляет Украину на мировых рынках. В таких отраслях, как автомобилестроение, и во всем агропромышленном комплексе, уменьшилась платежеспособность. А их представители – основные покупатели продукции завода.
Таким образом, продукции украинских товаропроизводителей, по причинам, не зависящим от деятельности предприятий, очень трудно конкурировать с импортной по ценовым показателям. Кроме того, ежегодно увеличиваются объемы импорта в Украину шин, которые уже были в эксплуатации. Этот процесс неконтролируем, что ставит под угрозу существование всей шинной отрасли.
Последствиями отсутствия государственного протекционизма по поддержке украинских товаропроизводителей в шинной отрасли станет остановка производства на этих предприятиях на неопределенный срок. Возможны и другие последствия, среди которых - рост социального напряжения: тысячи людей окажутся безработными, отсутствие налоговых платежей, увеличениезат затрат Министерств и ведомств Украины, государственных предприятий и организаций за счет закупки шин иностранного производства. Ведь они стоят намного дороже, чем, например, продукция украинских производителей.
Руководство шинных предприятий, «Днепрошины» и «Росавы», неоднократно обращалось к правительству с просьбой скорого содействия в разработке государственной программы стабилизации и поддержки шинной отрасли, одними из направлений которой является уменьшение цен на газ для украинских товаропроизводителей, своевременный возврат НДС, возобновление действий Соглашений о кооперации между странами СНГ, предоставление гарантий для кредитования, поддержка внедрения энергосберегающих технологий, инвестиционных проектов, существенное увеличение государственных заказов, уменьшение импорта аналогичных товаров. Если не решать эти проблемы на государственном уровне – с каждым днем ОАО «Днепрошина», а также вся шинная отрасль может быть утрачена для экономики Украины. Тем более, что цены на сырье растут быстрее, чем цены на готовую продукцию шинников.
К сожалению, в Украине сейчас больше нужны рестораны и казино, чем заводы. В парламенте практически нет депутатов, представляющих рабочие трудовые коллективы. Может, потому, три года членства Украины во Всемирной торговой организации не способствовали дальнейшему росту национального производства. К примеру, белорусский шинный завод «Белшина» ежегодно получает от государства 10 – 25 млн.дол. на техническое перевооружение.
Мы стремимся в Европу. Нужно отметить, что процентные ставки по кредитам в европейских странах составляют от 3% до 4%. Украинские банки выдают ресурсы для украинских товаропроизводителей в иностранной валюте – от 10 – 12%, в национальной валюте - минимум от 20 – 22%.
Учитывая размер кредитного портфеля предприятия – 500 млн.грн., средства которого были проинвестированы в техническую реконструкцию, одним из острых вопросов оказалась выплата банковских кредитов, увеличение процентного давления. Завышенный уровень процентных ставок и девальвация национальной валюты ( кредиты получены в долларах США и евро) привело к вымыванию оборотных средств и сделало невозможным выплаты банкам.
В настоящее время ряд зарубежных компаний выразили желание сотрудничать с предприятием. Активно приступила к практической работе, в рамках заключенного договора, германская консалтинговая фирма TTC Gmbh, которая имеет квалифицированный персонал и необходимые ресурсы по предоставлению консультационных услуг в сфере производства и реализации шин. Ведутся переговоры с австрийской инвестиционной компанией PERUM Capital.
Немецкие специалисты работают над развитием и улучшением качества ассортимента, изучают рынки и возможности на них реализации шин. Также консалтинговая фирма будет разрабатывать 19 моделей легковых шин, выпуск пробных партий и серийное производство. Готовятся к производству 28 размеров новых аграрных шин.
Анализируются производственные возможности для реализации второго этапа инвестиционного проекта по производству легковых шин: приобретения двух сборочных станков и 11 форматоров –вулканизаторов, что позволит на 100% использовать мощности ранее установленного подготовительного и заготовительного оборудования. В результате –сократятся затраты на производство и повысится эффективность вложенных инвестиций.
Инвестиции в производство шин на «Днепрошине», конечно, требуют многочисленных производственных и технологических ноу-хау, что ведет к большим финансовым и интеллектуальным затратам и требуют полной уверенности инвесторов. Для реализации своих планов на «Днепрошине» будущие партнеры не видят препятствий.
К сожалению, продукция предприятия отсутствовала на рынке около года, не подписаны контракты, по которым работали раньше. Многие потребители были вынуждены искать на рынке альтернативних производителей шин.
Все заинтересованные стороны понимают, что запуск производства будет происходить на самих невыгодных для шинников условиях. Тем болем, что сроки пуска предприятия запланированы на начало зимы. А это – не самый лучший период для продажи шин ( например, сельхозработы уже закончились, аграриям пока шины не нужны).
Проект по возобновлению производственной деятельности „Днепрошины” разрабатывается на основе детального анализа рынка, исходя из собственного опыта и работы аналогичных производителей шин в СНГ.
- Производство шин — сложный технологический процесс, - говорит президент ОАО «Днепрошина» Виталий Вербас. Шины - это специфический продукт, поэтому каждую новую идею нужно выводить на рынок профессионально и продуманно, подтверждая свою репутацию, прежде всего, качеством.
На качество шин, на обеспечение высокого уровня безопасности, максимального соответствия экологическим требованиям, мы и делаем ставку. Каждая компания имеет свою политику по освоению рынков. Производитель, с учетом украинских реалий, строит расчеты. Мы знаем, как нужно развиваться, и что нужно делать, в том числе, используя собственные ноу-хау в сфере логистики, контроля качества и организации деятельности, не отставая от передовых технологий, внося технологический и управленческий вклад в развитие производства.
Но, к сожалению, не все зависит от коллектива. Отечественным производителям очень нужна поддержка: соизмеримые цены на газ, отлаженные взаимоотношения производителя и государства, в частности, в отношении своевременного возврата НДС и налоговой политики, разумные условия предоставления кредитов для развития, защита рынка от контрабанды.
Путь у нас один: восстановить и обновить производство, внедрять новые технологии и выходить на более высокий уровень качества продукции, что позволит восстановить и расширить свою нишу на шинном рынке. Устойчивая ориентация украинских потребителей на шины высокого качества является залогом уверенного продвижения нашей продукции на рынке.
Сегодня бизнес уже сильно изменился. Если мы хотим активно работать на зарубежных рынках, необходимо соответствовать их критериям ведения бизнеса, совершенствоваться, а не жить представлениями вчерашнего дня.
На предприятии надеются, что слова премьер – министра Николая Азарова о поддержке национальных товаропроизводителей будут подкреплены еще и делом, действиями, которые в последнее время становятся реальными.
Министерству экономического развития и торговли поручено внести предложения, направленные на усиление поддержки отечественных производителей. Николай Азаров, в частности, поручил разработать приемлемую систему отношений в сфере государственных закупок, изменения к ней, требуя предусмотреть четкие преимущества для непосредственно производителя отечественной продукции.
Также Кабмин Украины считает необходимым направление кредитных средств из сектора потребительского кредитования в сферу производства, компенсирование процентных ставок по кредитам, которые направлены на развитие или организацию производства.
Эти мероприятия должны сделать украинскую экономику менее уязвимой к внешним рискам, обеспечить стабильный спрос, в том числе, и на продукцию химиков. Необходимо также принятие соответствующих законодательств, без которых невозможно развитие промышленности.
У коллектива «Днепрошины» есть огромный опыт и желание работать. Шинникам необходимо единство действий правительства и законодателей, поддержка которых поможет и далее развивать успешное украинское предприятие с мировым именем.
Рубрика: Прогнозы
Источник: ИА "Наш район"